ЧАСТЬ ГОРОДА / УЛИЦА КОМПОЗИТОРОВ слова ВАЛЕРИЯ ИСАЧЕНКО
В наши дни, пожалуй, только старожилы и художники помнят, какой была территория у Поклонной горы полвека назад. Сегодня там находится огромный жилой район, а ещё в 1960-х и в начале 1970-х годов между нынешними станциями метро «Озерки» и «Проспект Просвещения» были земли совхоза «Пригородный», стояли деревянные дома, паслась домашняя скотина. Сюда я приезжал рисовать лошадей, которые узнавали меня даже после долгого перерыва и прекрасно позировали. Затем началась застройка, причём дольше всего сохранялись старые дома вдоль Выборгского шоссе, их хозяева ещё держали коров. В первой половине прошлого века здесь, на даче у Суздальских озёр отдыхал от городских дел композитор А. К. Глазунов. На живописных берегах располагался популярный среди писательской интеллигенции дачный посёлок с домами, сохранившимися в годы блокады. В крестьянских домах, сдававшихся внаём, летом жили художники, музыканты, инженеры. Сейчас там строятся современные коттеджи. Они находятся как раз напротив «музыкального» района. В 1963 году Озерки окончательно вошли в черту города, а в 1970-х годах стали районом массового жилищного строительства (район «ШуваловоОзерки»). Его главные магистрали — проспекты Энгельса, Луначарского, Просвещения и Выборгское шоссе. «Музыкальные» названия некоторых улиц когдато многим казались надуманными: ведь ни Прокофьев, ни Шостакович, ни Асафьев не жили и, наверное, не бывали в этих местах. Однако сегодня их имена стали здесь привычными, тем более что в историческом центре города эти люди не увековечены. Кстати, не совсем понятно, как среди наших композиторов оказался уважаемый Хошимин и почему ни одна из улиц не носит имя Глазунова. Как бы то ни было, в этих названиях есть смысл — они постоянно напоминают людям о замечательных деятелях культуры и, кроме того, являются связующими звеньями между центром и бывшими окраинами, между культурными эпохами. Формирование нового района началось задолго до возведения первых домов. Ещё в середине 1960-х годов созрела идея строительства жилого комплекса без коммуналок, с предприятиями культурнобытового обслуживания, максимально удобного для повседневной жизни горожан. На основе множества проектных вариантов в 1975–1979 годах был разработан и утверждён проект детальной планировки (ПДП) и застройки экспериментального жилого квартала (ЭЖК) № 12 между проспектами Энгельса, Луначарского и Выборгским шоссе. Работа над этим новаторским для той поры проектом шла с большим энтузиазмом, широко освещалась в печати и пользовалась вниманием общественности. В ней участвовали многие крупные специалисты — архитекторы, инженеры, учёные, социологи, демографы, историки. Стоит назвать имена тех, кто на разных этапах работал над проектированием и строительством: А. И. Наумов, Г. Н. Булдаков, В. В. Попов, Н. З. Матусевич, В. Ф. Дроздов, Ю. Н. Лобанов, В. Л. Ружже, Б. В. Черных. В работе использовался богатый опыт проектирования на Севере, результаты новых научных исследований, учитывалась близость Суздальских озёр и Шуваловского парка, результаты социологических и демографических исследований. Детальную разработку проекта вела 16-я мастерская Ленпроекта. Сразу же было намечено сооружение двух станций метро, гармоничное сочетание комфортного жилья, предприятий обслуживания, досуга, спортивных, детских учреждений, предусматривались подземные гаражи, внутренние пешеходные пути, зелёные газоны, системы шумозащиты. Каждый член семьи должен был получить отдельную комнату. Дома строились по индивидуальным проектам. На площади 30 га следовало разместить 10 000 человек. Соседство Суздальских озёр исключало необходимость садов и скверов — достаточно было внутриквартального благоустройства и озеленения. В конце 1987 года была завершена первая очередь строительства. Через год открылись обе станции метро, каждая из которых стала важным композиционным акцентом. Квартал № 12 — своеобразный жилой комплекс, вполне самостоятельный городской организм. Он превосходит уровнем благоустройства многие районы в историческом центре города. Когда-то журналисты не без основания называли его «кварталом будущего», и он стал бы таким, если бы не перестройка. В замыслах проектировщиков не было ничего маниловского, всё было тщательно продумано и рассчитано. И сегодня, хотя и не всё было реализовано, жители говорят: «Жить лучше здесь, а в центр, например, стоит ездить как в музей». Впрочем, сюда тоже можно водить экскурсии. Хотя бы для того, чтобы оценить выразительный силуэт и пластику гигантского жилого дома-комплекса на углу проспекта Луначарского и Выборгского шоссе, войти в его весьма интересное дворовое пространство и увидеть современный городской пейзаж с разных точек. Интересен этот дом с проспекта, с детской площадкой на переднем плане: благоустроенная территория вокруг дома, система пешеходных дорожек, зелень. Однако сами жители не слишком заботятся о поддержании порядка — очевидно, влияет пример исторического центра Петербурга с его затрапезными дворамиколодцами. Зато во дворе дома располагается настоящая архитектурная жемчужина, которой может позавидовать любой район Петербурга, да и иные города. Это похожая на храм культуры школа. Высокие архитектурно-художественные качества дают основание справедливо называть её самой красивой школой Петербурга и одной из лучших в стране. Центральное звено квартала — прекрасно спланированное, с рекреациями и широким набором разнообразных помещений светлое нарядное здание. Его фасады не повторяют друг друга, главный выделен торжественной лестницей. Привлекателен и детский сад неподалёку. Вместе со школой они образуют детский городок — украшение квартала. Отлично расположенные на территории дома разнообразны по силуэтам, цветовому решению и фактурной обработке фасадов. И вот, наконец, главный акцент и даже градостроительная доминанта: 12–18-этажный жилой дом с учреждениями обслуживания в центре квартала, ближе к станции метро «Озерки». Доминируя в пространстве, он особенно эффектно смотрится со стороны Суздальских озёр. Авторы проекта — архитекторы В. Ф. Дроздов, В. Б. Кузнецов, В. В. Попов, Е. Л. Пименова. Этот комплекс можно считать одним из самых примечательных зданий нового Петербурга — Петербурга начала XXI века. Любопытный момент: на фасадах обращают на себя внимание «классические» детали. Они были поняты и приняты не всеми специалистами. Однако в них есть смысл — это своеобразные «цитаты», которые могут быть не только в литературе. Застройка проспекта Луначарского основана на сочетаниях вертикальных и горизонтальных объёмов, в разрывах между домами видны здания других кварталов, и это создаёт единую систему организации большого пространства. Особо примечательны высотный кирпичный дом на чётной стороне проспекта Луначарского и разноэтажный общественный центр в доме № 5. От проспекта Луначарского начинается широкая и зелёная улица Композиторов. Её бесспорным украшением являются два больших дома в начале и в конце улицы. Дворовые корпуса домов ориентированы на Выборгское шоссе. Их одинаковые фасады хорошо прорисованы в деталях, однако самое привлекательное — это целая система внутридворовых пространств с превосходно спланированными детскими площадками, пешеходными дорожками и газонами. На нечётной стороне улицы выделяется четырёхэтажное здание поликлиники с двухцветными фасадами — композиционный центр жилого массива. Отсюда недалеко до улицы Шостаковича. Она берёт начало у проспекта Энгельса, на углу с которым возвышается торговоразвлекательный центр — типичное строение начала XXI века, а рядом — офисы. На другой стороне этой весьма унылой улицы стоит высокий, с протяжённым фасадом дом, а в перспективе довольно эффектно смотрятся квадратные в плане дома-башни с двухцветными фасадами. От улицы Композиторов к проспекту Энгельса ведёт очень живописная, с удачно сгруппированными домами и деревьями улица Асафьева. На ней много света и цвета, разнообразных ракурсов. Два здания здесь достойны особого внимания: это АТС и незаурядный, почти скульптурный дом № 5. Застройка близ метро «Проспект Просвещения» менее интересна. Сам проспект оживляется лишь зданиями магазинов, его застройка однообразна и маловыразительна. Возле метро ошеломляет гигантский, облепленный безвкусной рекламой торговый комплекс. Большие аморфные пространства в этой части нашего «треугольника» производят весьма тягостное впечатление. Неуютно здесь пешеходу. Рядом с торговым центром — огромный 12-этажный дом № 11–13 по улице Хошимина, он хорошо смотрится со стороны проспекта Просвещения. На этой же улице очень неплох дом напротив, с двухцветными фасадами. Проспект Энгельса, бывшая дорога на Выборг, был издавна заселён крестьянами. В 1870 году появилась железная дорога и товарищество для устройства дачных поселений. Теперь здесь гигантские современные дома и торговые комплексы. Ещё один скоро появится в квартале № 12, заменив широкую зелёную полосу. Итак, на протяжении нескольких десятилетий на довольно значительной площади сложилась система кварталов, каждый из которых имеет своё лицо, с весьма неравноценными зданиями. Не всё получилось так, как мечтали архитекторы и строители, но район живёт и развивается, и вместе с ним должны жить и сохраняться в памяти образы тех, чьи имена носят его улицы.
Сообщение отредактировал Chimera - Среда, 14.09.2011, 03:04
любопытное описание, хотя оно мне кажется чересчур восторженным. например, недавно проходили мимо той АТС - дак просто облезный бункер с узкими бойницами на случай войны
бюджета у такого образования будет еще меньше и рассчитывать на какие-то нормальные работы (то же благоустройство, озеленение, содержание /защита/восстановление газонов, тротуаров и пр.) будет уже сложнее.
Правда (если исключить ответ чиновника "денег нет") и отвечать за более компактную территорию тоже проще - все рядом, все на виду, все перед глазами..